Оплата электроэнергии на ОДН (общедомовые нужды) - нарушение?

Игорь Владимирович | 7 июня 2010
Вопрос:

ЭНЕРГОСНАБЖАЮШАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ, являясь монополистом в сфере оказания услуг энергоснабжения, с июня 2009 года в принудительном порядке выставляет счета на оплату за пользованием электроэнергией в виде общедомовых нужд (ОДН). Считаю это очередным грубейшим нарушением прав граждан в сфере жилищно-коммунальных услуг. Прошу помочь обосновать доводы для обращения в суд с точки зрения действующего заклнодательства.

Ответ: 

В суд идти не спешите. Но и соглашаться с таким положением вещей не стоит. Давайте попробуем сначала разобраться.
Действительно, где-то раньше, где-то позже, в квитанциях за оплату электроэнергии, направляемые жильцам, стали появляться дополнительные суммы за оплату ОДН. Как поясняют сами жильцы, при обращении за разъяснениями в энергоснабжающую организацию, специалисты поставщика электроэнергии дают комментарии о том, что этот платеж обусловлен необходимостью восполнения затрат на электроэнергию, являющегося результатом расчетов, в виде разницы, между показаниями общедомового счётчика и суммарного объёма потреблённой электроэнергии по показаниям всех квартирных счетчиков многоквартирного дома. Иными словами, оставшийся объём электроэнергии, который не входит в оплату жильцами, но учитывается по показаниям общедомового счетчика, распределяется между собственниками квартир пропорционально показаниям квартирных приборов учёта собственника жилого помещения.
Пока оставим вопрос о законности применения такой методики, а зададимся новыми вопросами. Почему тогда такая процедура расчета осуществляется не везде? Почему в разных домах оплата на ОДН стала взиматься с жильцов в разное время, т.е. не одновременно и где-то не начисляется до сих пор? Есть ли вообще правовые основания для начисления затрат на ОДН и если есть, когда они появились и каким документом регламентированы?
Давайте попробуем разобраться вместе, используя сухие формулировки нормативно-правовых актов.
В соответствии с п. 4 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. № 307 (далее – Правила предоставления коммунальных услуг), коммунальные услуги предоставляются гражданам, проживающим в жилых или многоквартирных домах, на основании договора, содержащего условия предоставления коммунальных услуг и заключаемого исполнителем с собственником соответствующего жилого помещения.
При выборе собственниками помещений в многоквартирном доме способа управления домом управляющей организацией последняя должна заключить с ресурсоснабжающими организациями договоры на приобретение всех коммунальных ресурсов на основании подпунктов 2 и 3 части 3 статьи 162 Жилищного кодекса и пунктов 3, 6 и 49 Правил предоставления коммунальных услуг.
В соответствии с п. 49 Правил предоставления коммунальных услуг, исполнитель обязан заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры, необходимые для предоставления коммунальных услуг потребителям.
В п. 3 Правил предоставления коммунальных услуг определено, что электроснабжение является одним из видов коммунальных услуг, а исполнитель - это юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, предоставляющее коммунальные услуги, производящее или приобретающее коммунальные ресурсы и отвечающее за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем может быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы. В свою очередь, ресурсоснабжающая организация определена как юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов.
Согласно письму Минрегионразвития РФ от 20.03.2007 № 4989-СК/07 «О применении пункта 3 и 49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 307», когда управление многоквартирным домом осуществляется управляющей организацией, товариществом собственников жилья (жилищно-строительным, жилищным или иным специализированным потребительским кооперативом), ресурсоснабжающая организация не может быть исполнителем коммунальных услуг.
Таким образом, управляющие организации, осуществляющие управление многоквартирными домами, являясь исполнителями, обязаны заключать договоры на поставку такого коммунального ресурса, как электрическая энергия, необходимого для предоставления коммунальной услуги - электроснабжения, с ресурсоснабжающей организацией. Соответственно и бремя расходов за пользование электроэнергией на ОДН с поставщиком электроэнергии – ресурсоснабжающей организацией, прежде всего, должна нести Управляющая компания. Раньше так и было. Но позднее, выбранные нами управляющие организации стали отказываться от заключения (пролонгации) договоров на возмещение затрат на ОДН и ЭНЕРГОСНАБЖАЮЩИЕ ОРГАНИЗАЦИИ стали выставлять счета гражданам.
Отсюда и ответ на вопрос, почему ОДН начисляется не везде и не одновременно.
При этом отметим, что ЭНЕРГОСНАБЖАЮШАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ, как ресурсоснабжающая организация, не имеет никакого отношения к содержанию общедомового имущества, в состав которого в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность» входит электрическое оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры). Не отвечая за качество и не поддерживая электрические сети многоквартирного дома, ресурсоснабжающая организация не сможет обеспечить предоставление коммунальных услуг надлежащего качества.
Соответственно и начислять оплату за расходы на ОДН непосредственно жильцам ЭНЕРГОСНАБЖАЮШАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ не вправе. Возмещение этих затрат должно осуществляться через управляющие организации. А при нежелании последних идти на заключение договоров на возмещение затрат на ОДН, такие вопросы ЭНЕРГОСНАБЖАЮШАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ и должна решать в суде, без обременения граждан дополнительными расходами. Однако с населения эти средства собрать проще, что сейчас и происходит.
Кроме того, важно затонуть и вопрос о законности применения способа распределения затрат на ОДН пропорционально показаниям квартирных приборов учёта собственника жилого помещения.
Необходимо отметить, что квартирные приборы учета электроэнергии, установленные в квартирах многоквартирных домов не могут учитывать долю потребленной или расчетной электроэнергии ОДН каждой отдельной квартиры. И на сегодняшний день нет нормативно-правовых актов и договоров, заключенных с ЭНЕРГОСНАБЖАЮШЕЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ, на основании которых бы жильцы имели обязанность вносить незаконно начисленные энергомонополистом денежные поборы за ОДН.
В соответствии с п. 25 Приложения Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2008 года № 306: «Расход электроэнергии на работу электрооборудования, являющегося общей собственностью многоквартирного дома, определяется исходя из следующих величин: в отношении освещения мест общего пользования многоквартирного дома, и придомовой территории, автоматических запирающих устройств, усилителей телеантенн коллективного пользования, систем противопожарной автоматики и дымоудаления, технологических потерь – 7 кВт.ч в месяц на человека, в отношении лифтового оборудования – 7 кВт.ч в месяц на человека: для жилых зданий, не являющихся многоквартирными домами, указанные значения принимаются равными нулю».
А теперь рекомендуем сделать небольшие расчеты исходя из состава Вашей семьи, заглянуть в свои квитанции и сравнить начисленные суммы с расчетными. Вам начислено больше? Не удивляйтесь. Просто Ваша управляющая организация произвела расчет не исходя из количества проживающих (по 7 кВт.ч в месяц на человека), а распределила затраты на ОДН пропорционально показаниям квартирных приборов учёта собственника жилого помещения.
И при этом, Вам еще неведомо, каким образом были посчитаны все затраты на ОДН. Если в Вашем доме есть нежилые помещения, которые занимают организации – иные собственники или арендаторы, то можете быть уверены, что их расходы на электроэнергию далеко не всегда учитываются отдельными приборами учета. А значит их расходы, возможно, частично оплачивает и Вы.
Исходя их вышеизложенного, подытожим выводы. ЭНЕРГОСНАБЖАЮШАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ не вправе начислять оплату за расходы на ОДН непосредственно жильцам, а должна получать плату за эти расходы от Управляющей организации. В свою очередь, Управляющая организация должна самостоятельно нести бремя расходов на ОДН либо распределять эти расходы жильцам в соответствии с действующими нормативами либо иным образом по решению собственников жилья.

Краткие рекомендации по решению проблемы.
Согласно требованиям Жилищного кодекса выбор способа управления в многоквартирном доме осуществляется собственниками помещений. Во многих домах выборы управляющих организаций были проведены формально без реального участия жильцов. Если это так (или не так), Вы вправе сменить управляющую организацию своим решением, организовав Товарищество собственников жилья или просто выбрав иную Управляющую организацию.
Кроме того, как вариант, можно просто организовать инициативную группу из жильцов дома, с помощью которых можно провести ревизию всего электрохозяйства многоквартирного дома. Обращаем внимание, что часто бывает, когда электрохозяйство нескольких домов обслуживается одним электрическим щитом и в этом случае лучше провести ревизию всех этих домов, что бы выявить количество приборов учета и учесть все расходы на электроэнергию. При необходимости, нужно пригласить независимых представителей энергетиков, которые смогут зафиксировать фактическое положение дел. Участие представителей своей управляющей организации в этом желе является крайне желательным.
После оформления соответствующего акта можно письменно запросить в управляющей организации сведения о предыдущих расходах и способах расчета затрат на ОДН и расчетах распределения этих расходов на всех потребителей (жильцов и не жильцов). Имейте ввиду, что стоимость затрат на 1 кВт.ч. для различных категорий потребителей (жильцов и юридических лиц) отличается.
Если Вам этот алгоритм действий кажется сложным и нецелесообразным, попробуйте обратиться с жалобой в государственною жилищную инспекцию с изложением фактов, относящихся непосредственно к Вашему дому и описанием своих доводов. После проведения проверки Вам будет дан письменный ответ.
Ну а уже после этого можно будет сделать какие-то выводы, с которыми уже и можно обращать в суд. Или просто самим поменять управляющую организацию.
================
При подготовке ответа на заданный вопрос частично были использованы материалы авторов статей: Вавилин Е.В., Матиящук С.В., Соловьенко М.А., опубликованные в КонсульантПлюс

комментарии

Очень хороший вопрос и конечно же очень интересный ответ, но в добавок к вышесказанному хотелось бы еще узнать как действовать если в доме без согласия жильцов, в виде эксперимента были установлены в подвале под каждым подъездом бойлерные, которые работают на электричестве и при отключении зимой электроэнергии моментально остывают все батареи и отсутствует горячая вода. К тому же в доме в 3 подъезде находится слесарка в которой без всякой экономии слесаря пользуются сваркой, зимой обогревателями и вообще не экономят, а еще на крыше установлены антенна с оборудованием одной из наших сотовых компаний. Я считаю, что оплату всего этого пытаются повесить на жильцов. Что делать в этом случае и куда обращаться.

Жилищный кодекс дает возможность собственникам многоквартирных домов влиять на решение этих вопросов. Но для этого жильцам нужно объединиться и постоянно решать эти вопросы самим, не отдавая на откуп управляющей организации. Как вариант, можно провести собрание собственников (жильцов и юридических лиц), выбрать представительный орган, не обязательно ТСЖ, можно назвать иначе, например Совет или  достаточно только Председателя и зама, и наделить этот орган полномочиями  требовать отчета у Управляющей компании, согласовывать с представительным органом заключение договоров  на использование конструктивных элементов  дома сторонними организациями (в т.ч. операторами связи) и т.д. После чего необходимо официально уведомить Управляющую компанию о принятом решении. В случае, если руководство Управляющей компании будет препятствовать в осуществлении Ваших прав по правлению многоквартирного дома, можно решением общего собрания собственников сменить управляющую компанию, либо ограничить ее полномочия.

А у нас начисляют по 13 квВт/ч. Говорить что-то бесполезно, куда идти?

Идти не надо ни куда. Надо писать жалобы, требовать проведения проверок, создавать свои представительные органы от имени жильцов и брать власть по управлению многоквартирным домом  в свои руки  (собственников жилья). Закон это позволяет. Но жильцы, как правило, не осознают того, что им кроме самих себя, уже ни кто не поможет. Государство Жилищным кодексом дало право собственникам жилья решать эти вопросы самостоятельно.Ну а если жильцы-собственники не хотят пользоваться этим правом в своих интересах, то управляющие компании, "избранные" вами вместо  ЖЭУ, будут решать эти вопросы в своих коммерческих интересах... 

Интересная статья про общедомовые счетчики и частично про ОДН в газете "Тихоокеанская звезда" от 29 июля 2010 г. Рекомендую ознакомиться тем, кому интересно. Адрес ссылки:
https://www.toz.khv.ru/page.php?page=440498&date_id_num=2010-07-29&year=2...

В нашем 8-ми квартирном доме установлены общедомовой прибор учета электроэнергии,индивидуальные и прибор учета электроэнергии на общедомовые нужды к которому подсоеденен греющий кабель водопровода и подъездное освещение.При вычислении по формуле согласно постановления №307 на общедомовые нужды уходит 1017 кВт/ч, а по показаниям прибора учета на общедомовые нужды получается 68 кВт/ч, так куда девается разница 949 кВт/ч не понятно.Хотя все приборы установленны в доме т.е общий на 2-ом этаже на баланс. границе, индивидуальные в подъезде каждого этажа, а на общедомовые нужды в коридоре при входе в подъезд.Дом новый в 2008 г. был сдан в эксплуатацию, живем по договорам соцнайма ресурсоснабжающая организация договора не заключает, но счета выставляет по полной программе не по прибору общедомовых нужд, а по формуле.Что делать в данной ситуации?

Отправить комментарий

Текст вводится без учета регистра