Некоторые изменения законодательства с 2011 года

Ключевые слова: [ ]

С 1 января 2011 г. вступает в силу в силу новое законодательство и ряд поправок в действующие нормативно-правовые акты. Так, например, индивидуальные предприниматели, адвокаты и нотариусы, занимающиеся частной практикой (плательщики, не производящие выплат физлицам), с 2011 г. рассчитывают страховые взносы исходя из стоимости страхового года с использованием тарифа 31,1 процента: ПФР - 26 процентов, ФФОМС - 3,1 процента, ТФОМС - 2 процента.

Эти и некоторые другие новые нормы, которые могут быть интересны индивидуальным предпринимателям и иным участникам хозяйственной деятельности малого и среднего предпринимательства, мы сочли для себя необходимым отразить, ниже.

Федеральный закон от 8 декабря 2010 г. N 331-ФЗ «О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов»

Определены страховые тарифы на обязательное соцстрахование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний на 2011 г. и плановый период 2012 и 2013 гг.

Предусмотрена индексация ежемесячных страховых выплат с учетом инфляции.

Тарифы определяются в процентах к суммам выплат и иных вознаграждений в пользу застрахованных по трудовым и гражданско-правовым договорам. Их необходимо включать в базу для начисления взносов.

Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 207-ФЗ «О внесении изменений в главу 23 части второй Налогового кодекса Российской Федерации»

Теперь при определенных условиях НДФЛ не облагаются и доходы от размещения личных сбережений в кредитных потребительских кооперативах. Это плата за использование средств пайщиков. Кроме того, проценты по займам, полученным от членов (в т. ч. ассоциированных) сельскохозяйственного кредитного потребительского кооператива.

Федеральный закон от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования»

В 2011 г. будут применяться следующие тарифы страховых взносов: в ПФР - 26%, в ФСС РФ - 2,9%, в ФФОМС - 3,1%; в ТФОМС - 2%.

Приказ Минфина РФ от 28 июня 2010 г. N 63н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности» (ПБУ 22/2010)»

Разработан порядок исправления ошибок в бухгалтерском учете и отчетности (ПБУ 22/2010). Его должны соблюдать все юрлица, кроме кредитных организаций и бюджетных учреждений.

Ошибкой считается неотражение в бухучете или отчетности (неверное указание) фактов хозяйственной деятельности. Она возникает, если неправильно применялись законодательство, учетная политика организации, неверно классифицирована или оценена деятельность. Еще одна причина - неточные вычисления.

Если ошибка отчетного года выявлена до его окончания, то ее можно исправить записями по соответствующим счетам бухучета в том месяце, в котором она обнаружена.

Ошибку отчетного года, выявленную после его окончания, но до подписания отчетности, исправляют записями по соответствующим счетам бухучета за декабрь.

Ошибки бывают существенными. К ним относятся те, которые могут повлиять на экономические решения пользователей, принимаемые ими на основе бухгалтерской отчетности. Определены особенности их исправления.

В пояснительной записке к годовой бухгалтерской отчетности организация обязана раскрывать информацию в отношении существенных ошибок предшествующих отчетных периодов, исправленных в отчетном.

Федеральный закон от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений»

Цель поправок - усовершенствовать правовое положение государственных и муниципальных учреждений.

В частности, закреплен новый тип учреждения - казенное. Все поступления от его приносящей доход деятельности будут зачисляться в соответствующий бюджет.

Также внесены изменения в законодательство по госзакупкам: казенные учреждения выступают заказчиками при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования.

Постановление Правительства РФ от 29 сентября 2010 г. N 773 «О внесении изменений в Положение о лицензировании деятельности, связанной с трудоустройством граждан Российской Федерации за пределами Российской Федерации»

Скорректирован порядок лицензирования деятельности, связанной с трудоустройством граждан России за ее пределами.

Уточнено, что заявление и необходимые документы представляются в лицензирующий орган лично либо направляются почтой с уведомлением о вручении.

Предусмотрена возможность подачи заявления в электронном виде через Интернет (в частности, единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)).

Установлено, что лицензия вручается лично соискателю или направляется почтой. Кроме того, с 1 декабря 2011 г. она может быть выдана в электронном виде.

С этой даты вводятся новые положения, касающиеся выдачи дубликата и копии лицензии. Их также можно получить в электронном виде.

Федеральный закон от 8 декабря 2010 г. N 343-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»

Скорректирован Закон об обязательном соцстраховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Поправки касаются порядка расчета пособий по беременности и родам, уходу за детьми до 1,5 лет, временной нетрудоспособности.

Период временной нетрудоспособности, оплачиваемый работодателем, увеличен с 2 до 3 дней.

Средний заработок для расчета пособий теперь будет определяться не за 12 последних месяцев, предшествующих месяцу наступления страхового случая, а за 2 календарных года, предшествующих тому, в котором наступил страховой случай. Причем учитываться будут доходы, полученные за этот период у всех работодателей.

Предусматривается ответственность за представление недостоверных сведений, на основании которых начисляются пособия.

Федеральный закон от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»

Принят новый закон, регулирующий обязательное медицинское страхование (ОМС) в России.

Он определяет принципы ОМС. Это, в частности, всеобщий характер, доступность и качество медпомощи, автономность финсистемы. Закрепляются правовой статус участников ОМС и механизм их взаимодействия, полномочия госорганов в этой сфере.

Предусмотрена разработка базовой и территориальных программ ОМС. Они утверждаются на федеральном и региональном уровнях соответственно. Базовая программа действует на всей территории России, а территориальная - в пределах субъекта Федерации, где выдан медполис. Последний можно не предъявлять, если требуется экстренная медпомощь.

Постоянно и временно проживающие в России иностранцы и лица без гражданства, а также беженцы наделены такими же правами и обязанностями в системе ОМС, что и наши граждане.

Гражданин может выбирать медорганизацию и лечащего врача, работающих в системе ОМС. Их перечень доступен на официальных сайтах территориальных фондов ОМС. Сменить страховую организацию можно 1 раз в году, подав заявление в новую не позднее 1 ноября. Чаще - если меняется место жительства или прекращается действие договора о финансовом обеспечении ОМС.

Введен уведомительный порядок участия в системе ОМС любых медорганизаций, а также частнопрактикующих врачей (ИП). Они включаются в специальный реестр и ведут раздельный учет по средствам ОМС.

Тариф на оплату медпомощи устанавливается соглашением между уполномоченным региональным органом, ТФОМС, представителями медицинских и страховых организаций, профессиональных медассоциаций, профсоюзов медработников.

С 2013 г. скорая медицинская помощь включается в базовую программу ОМС, а высокотехнологичная - с 2015 г.

Федеральный закон от 8 ноября 2010 г. N 293-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием контрольно-надзорных функций и оптимизацией предоставления государственных услуг в сфере образования»

Лицензия на образовательную деятельность стала бессрочной. Через год после ее предоставления будет проводиться плановая выездная проверка. Прежде лицензия выдавалась по результатам экспертизы, оплачиваемой учредителем. Ее исключили.

Федеральный закон от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений»

Цель поправок - усовершенствовать правовое положение государственных и муниципальных учреждений.

В частности, закреплен новый тип учреждения - казенное. Все поступления от его приносящей доход деятельности будут зачисляться в соответствующий бюджет.

Для бюджетных учреждений предусмотрены следующие изменения.

Вместо сметного финансирования будут выделяться субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания.

До внесения поправок бюджетные учреждения отвечали по своим обязательствам находящимися в их распоряжении средствами. Теперь они отвечают всем имуществом. Исключения - недвижимость, а также особо ценное движимое имущество, закрепленное за учреждением собственником или приобретенное за счет выделенных им средств.

Собственники имущества бюджетных учреждений освобождены от субсидиарной ответственности по обязательствам последних.

Бюджетным учреждениям предоставлено право распоряжаться любым находящимся у них на праве оперативного управления движимым имуществом без согласия собственника (за исключением особо ценного).

К участникам бюджетного процесса-получателям бюджетных средств отнесены казенные (а не бюджетные) учреждения.

Предусмотрен переходный период (с 1 января 2011 г. до 1 июля 2012 г.). В частности, за это время органы власти всех уровней должны принять предусмотренные поправками нормативные правовые акты.

Распоряжение Правительства РФ от 7 сентября 2010 г. N 1505-р

Региональным и местным органам власти даны рекомендации по оценке целесообразности принятия решения об изменении типа государственного и муниципального учреждения.

Различают казенные, бюджетные и автономные учреждения.

Для исполнения государственных (муниципальных) функций может создаваться только казенное учреждение. Исключения прямо устанавливаются федеральными законами.

Автономное и бюджетное учреждения создаются для выполнения (оказания) государственных (муниципальных) работ (услуг). Иное также может быть предусмотрено федеральным законодательством.

Учреждение может быть отнесено к определенному типу исходя из сферы его деятельности.

Так, автономное учреждение может быть создано в области науки, образования, здравоохранения, культуры, соцзащиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами. Например, согласно Градостроительному кодексу - для проведения госэкспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий.

Сферы деятельности бюджетных и казенных учреждений не ограничены. Вместе с тем к казенным целесообразно относить учреждения, созданные в области управленческой деятельности либо отнесенные к таковым в соответствии с законом.

В качестве дополнительных критериев определения типа учреждения рекомендуется использовать его экономический и управленческий потенциалы.

Также даны рекомендации по внесению изменений в трудовые договоры с руководителями бюджетных учреждений регионов и муниципалитетов.

Приказ Минюста РФ от 19 ноября 2009 г. N 403 «Об утверждении Правил нотариального делопроизводства»

Установлены единые правила нотариального делопроизводства.

Урегулированы следующие процедуры: оформление различных организационно-распорядительных документов (распоряжений, поручений, запросов, писем и т. д.); обработка входящих и исходящих документов; использование печатей, штампов и бланков; составление номенклатуры дел, а также их формирование, временное хранение, передача и уничтожение; ведение реестров. Правила не устанавливают порядок совершения нотариальных действий.

Определен порядок контроля за исполнением правил делопроизводства.

Исполнение правил проверяется один раз в четыре года. Внеплановая проверка может проводиться при поступлении в территориальный орган Минюста России или нотариальную палату соответствующих обращений (заявлений, жалоб) граждан и организаций. За нарушение правил делопроизводства к нотариусу применяются меры дисциплинарной ответственности.

Приведены формы различных документов, используемых в процессе деятельности нотариуса (за исключением форм реестров для регистрации нотариальных действий, нотариальных свидетельств, а также удостоверительных надписей нотариуса на сделках и свидетельствуемых документах). К таким документам, в частности, относятся извещение о внесении в депозит нотариуса денег или ценных бумаг; журнал учета приема-передачи полномочий и дел; акт сдачи бланков; расписка в получении документов от нотариуса; журнал регистрации входящей и исходящей корреспонденции; извещение о вскрытии закрытого завещания.

 

Выше приведенный перечень новых правовых норм не является исчерпывающим.

 

Отправить комментарий

Текст вводится без учета регистра